21 Декабря 2024 года, воскресенье
Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
Уинстон Черчилль.
Специалисты Центра «Социальная Механика» по запросу Всероссийского союза пациентов и Всероссийского союза страховщиков с 2021 года ведут ежегодное мониторинговое исследование оценивающее доступность медицинских услуг по полису ОМС в Российской Федерации.
Проведение исследования в мониторинговом режиме по единой методике позволяет интегрировать данные волн опроса в единую базу данных, отслеживать динамику изменений.
В 2024 году исследование проведено в четвертый раз. Всего за время проекта учтено мнение 16 714 человек - 10 253 участников опросов и 6461 авторов жалоб на проблемы получение медицинской помощи по ОМС. Из них в 2024 году опрошены 1580 человек и проанализированы обращения 1953 граждан.
При заданной доверительной вероятности (надежности) 95% доверительный интервал (статистическая ошибка выборки) составила в 2023 и 2024 годах 2,36%.
Результаты исследования были представлены заместителем директора Центра «Социальная Механика» Татьяной Фоминой 27 ноября на круглом столе «Страхование и качество жизни» XV Всероссийского конгресса пациентов (https://congress-vsp. ru/xv/meropriyatiya-kongressa/ks_12/).
Хедлайнером, представляющим данные исследования в этом году, среди федеральных СМИ стали «Аргументы и Факты», выпустившие две статьи 5 и 6 декабря: «Жалуются больше. Эксперты рассказали, как сделать медпомощь доступнее» (https://aif. ru/society/healthcare/zhaluyutsya-bolshe-eksperty-rasskazali-kak-sdelat-medpomoshch-dostupnee) и «Доступнее станет. Эксперты дали простые советы, как добиться медпомощи» (https://aif. ru/society/healthcare/dostupnee-stanet-eksperty-dali-prostye-sovety-kak-dobitsya-medpomoshchi). В прошлом году исследование представляли «Комсомольская правда» и «Московский Комсомолец».
Удовлетворенность граждан медицинской помощью в 2024 году находится на среднем уровне: удовлетворены медицинской помощью в той или иной степени 38,9%, не удовлетворены 22,6%.
Показатели общего уровня удовлетворенности 2024, 2023 и 2022 годов практически идентичны. И заметно отличаются в 2024 году от пандемийного 2021 года (+13%).
Пациенты по-прежнему более высоко оценивают качество и доступность медицинских услуг в стационарных условиях по сравнению с амбулаторно-поликлиническими. В 2024 году 55,1% и 59,4% граждан удовлетворены стационарной помощью в региональных и федеральных медицинских организациях, 45,2% - в поликлиниках
Чаще граждане встречались в 2024 году со следующими проблемами в поликлиниках:
- Невозможность получить все необходимые услуги в одном месте (86,8%);
- Отсутствие нужного специалиста в поликлинике (84,8%);
- Долгое нахождение в очереди перед кабинетом врача (84,4%);
- Ожидание приема специалиста после записи более 14 рабочих дней (79,3%);
- Сложно дозвониться до поликлиники (72,5%);
- Долгое ожидание инструментальных исследований (рентген, МРТ, КТ, УЗИ) после их назначения — более 14 рабочих дней (72%).
В стационарах распространенность проблем заметно ниже. Здесь пациенты сталкиваются с проблемами в форме дополнительных финансовых расходов:
- Приобретение назначенных врачом лекарств за собственные средства (42%),
- Направление в стационаре на дополнительные платные анализы и/или обследования перед госпитализацией (36,2%),
- Приобретение за свой счет расходных материалов (35,3%).
В целом оценки медицинской помощи по полису ОМС значительно улучшились в по сравнению с 2021 «пандемийным» годом, стабилизировались в 2022-2024 годах с общим трендом к улучшению.
При этом в отдельных сферах здравоохранения фиксируются разнонаправленные оценки изменений в последние два года. Особенно остро на них реагируют хронические больные. Исследованию их мнений посвящена другая линия мониторинга, реализуемая Центром «Социальная Механика» в рамках опросов пациентов больных тяжелыми хроническими заболеваниями - участников организаций пациентов Всероссийского союза пациентов.
Результаты этого исследования, проводимого ежегодно с 2020 года в плане тенденций коррелируют с исследованием в сфере ОМС. Это исследование «Оценка российского здравоохранения пациентами и пациентскими НКО» представляется на Всероссийском конгрессе пациентов (https://congress-vsp. ru/xv/) и о нем мы погорим отдельно.
Будьте здоровы!