Новости . Социальная Механика - центр гуманитарных технологий и исследований

22 Декабря 2024 года, понедельник

Новости

Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
Уинстон Черчилль.

/ 24 Ноября 2023
Провели третью волну ежегодного мониторинга оценки гражданами медицинских услуг по ОМС в Российской Федерации. Учтено мнение 13 181 человека. Результаты читайте в МК и Комсомольской Правде.



Специалисты Центра «Социальная Механика» по запросу Всероссийского союза пациентов, Всероссийского союза страховщиков и партнеров организовали разработку и проведение Общероссийского комплексного социологического исследования «Оценка доступности и качества медицинских услуг по полису ОМС в Российской Федерации в 2023 году».

Мониторинговое исследование организуется нами в третий раз и подводит итоги за 2021, 2022, 2023 годы.

Цель исследования состоит в оценке удовлетворенности жителей России доступностью и качеством оказания медицинских услуг и оценка проблем в организации медицинской помощи по полису ОМС.

Проведение исследования в мониторинговом режиме по единой методике позволяет интегрировать данные волн опроса в единую базу данных, отслеживать динамику изменений. 

За 2021 год обработаны анкеты 5450 граждан и 2225 обращений на Горячую линию Всероссийского союза пациентов. За 2022 год обработаны 1505 анкет и 1360 обращений. В 2023 году опрошены 1718 респондентов и обработаны 923 обращения. 

При заданной доверительной вероятности (надежности) 95% доверительный интервал (статистическая ошибка выборки) составила в 2023 году 2,36%.

Результаты исследования были представлены заместителем директора Центра «Социальная Механика» Татьяной Фоминой 23 ноября на круглом столе «Институт защиты прав пациента: новые подходы и инструменты» XIV Всероссийского конгресса пациентов (https://congress-vsp. ru/xiv/meropriyatiya-kongressa/krst21/).

Данные исследования вызвали значительный интерес и широко представлены в федеральной прессе. Публикации вышли в Комсомольской правде (https://www. kp. ru/daily/27585/4855969/), Московском комсомольце (https://www. mk. ru/social/2023/11/24/pacienty-nazvali-glavnye-pretenzii-k-rossiyskoy-medicine. html) и во многих других изданиях.

Удовлетворенность граждан медицинской помощью в 2023 году находится на среднем уровне: удовлетворены в той или иной степени 39,7%, не удовлетворены — 21,9%.

Показатель общего уровня удовлетворенности почти не отличается от 2022 года и заметно вырос относительно пандемийного 2021 года (+13,9%). 

Граждане по-прежнему более высоко оценивают качество и доступность медицинских услуг в стационарных условиях по сравнению с амбулаторно-поликлиническими. В 2023 году 55,7% и 62,8% граждан удовлетворены стационарной помощью в региональных и федеральных медицинских организациях, 43,2% — в поликлиниках. 

В амбулаторно-поликлиническом звене вообще не сталкивались с какими-либо проблемами при получении медицинской помощи за последние три года лишь 2,1% респондентов, в стационарах — 36,2% респондентов. 

Чаще всего в 2023 году граждане встречались в поликлиниках с проблемами: долгое нахождение в очереди перед кабинетом врача (85%); отсутствие нужного специалиста (84,6%); гевозможность получить все необходимые услуги в одном месте (83,6%), долгое ожидание приема узкого специалиста после записи — более 14 рабочих дней (79,1%), сложно дозвониться до поликлиники, чтобы записаться на обследование, на прием или получить справочную информацию (75,9%). 

Из ТОП-10 проблем в поликлиниках вышли проблемы, связанные с ограниченной доступностью медицинской помощи, которые были наиболее распространенными в 2021 году.

Платная медицина абсолютно распространена. Только 3,9% граждан не намерены обращаться к платным медицинским услугам и предполагают пользоваться только медицинской помощью по полису ОМС.

Развивается цифровизация. Информированность о первых цифровых услугах высокая: 74,4% знают о введении в поликлиниках электронных медицинских карт; 59,1% знают о введении электронных полисов. Но пользовались электронными полисами пока 15,2%, картами 30,6%, обращавшихся в 2023 году за помощью по ОМС.

Почти треть пациентов (30%) имеет опыт обращения в страховую компанию за помощью. При этом 5,6% всех респондентов имеют негативный опыт обращения в СМО, когда ожидаемой помощи не получили. На том же уровне были данные показатели и в 2022 году — 29,5% и 5,9% соответственно.

В целом оценки медицинской помощи по полису ОМС значительно улучшились в 2022 году по сравнению с 2021 «пандемийным» годом и далее стабилизировались с трендом к улучшению.

Будьте здоровы!