Новости . Социальная Механика - центр гуманитарных технологий и исследований

22 Декабря 2024 года, понедельник

Новости

Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
Уинстон Черчилль.

/ 02 Октября 2018
Изучаем и проектируем работу центров социального обслуживания Самарской области.



Перевод в 2017 году центров социального обслуживания с государственных на некоммерческие рельсы поставил перед ними задачу расширения деятельности. В этой связи актуальность обрело изучение спроса на социальные услуги, выявление новых потенциальных клиентских групп.

Центр "Социальная Механика" разработал социологическую методику выявления потребностей населения в дополнительных социальных услугах и оценки качества получаемых услуг.

Методика апробирована в рамках федерального грантового социального проекта "Развитие модели деятельности СО НКО по социальному обслуживанию населения, повышение уровня их устойчивости – залог предоставления качественных социальных услуг населению Самарской области", реализованного Общественной организацией "Самарский областной профессиональный союз работников социальной защиты населения" с использованием средств Фонда президентских грантов. 

В рамках апробационного исследования выполненного в ходе проекта Центром "Социальная Механика" в январе-марте 2018 г. было изучено мнение 2055 жителей Самарской области. В августе-сентябре 2018 г. было опрошено еще 1013 клиентов 10-ти Центров социального обслуживания Самарской области (АНО ЦСОН).

При разработке исследования специалистами Центра "Социальная Механика" и руководителями отделений АНО ЦСОН Самарской области была определена целевая аудитория – кто мог бы стать получателем платных услуг центров социального обслуживания. А также был обозначен ассортимент потенциально востребованных социальных услуг.

В ходе первого этапа исследования было выяснено, какие бытовые социальные услуги востребованы гражданами на разных территориях региона, и сколько эти услуги могли бы стоить, по оценкам жителей. Были выделены услуги, востребованные в определенных целевых группах: среди пожилых, инвалидов, семей со взрослым на попечении, семей с детьми-инвалидами, с дошкольниками и младшими школьниками. Для каждой услуги был определен диапазон обеспеченной платежеспособным спросом стоимости.

На втором этапе исследования оценивалась удовлетворенность клиентов АНО ЦСОН полученными дополнительными социальными услугами. 

В ходе исследования были получены, в частности, следующие результаты:

Наиболее распространенные дополнительные услуги - уборка квартиры и мытье окон, стрижка. За последние 2 месяца их получило более трети опрошенных.

Также распространенными услугами оказались снятие показаний счетчиков и покос на участке. Они были оказаны более 20% опрошенным.

Сравнительно распространенные услуги - мелкий ремонт в квартире, приготовление пищи, стирка и сопровождение вне дома. Их получило около 10% опрошенных.

Редко встречающиеся услуги - доставка воды, такси, курьер, сиделка, уборка придомовой территории или подъезда, работа в огороде, маникюр, педикюр (2-5%).

Все респонденты высоко оценили качество оказанных дополнительных социальных услуг.

Результаты исследования обозначили актуальные задачи для АНО ЦСОН: 

- Все социальные услуги нуждаются в целенаправленных усилиях по изменению сложившегося у граждан стереотипа о низкой ценности обслуживающего труда и формированию спроса.

- АНО ЦСОН нуждается в ребрендинге – изменении образа от "собеса" к учреждению социальной направленности, которое может быть полезно разным социальным группам в повседневной жизни.

- Нужно использовать потенциал социальной службы для повышения информирования населения об услугах ЦСОН, для выхода на новые целевые группы. Информационные материалы о центрах, распространяемые социальными работниками на практике становятся доступны ближайшему окружению клиентов. А это прямой путь к расширению целевой аудитории.

- Необходимо повышать доверие широких масс населения к АНО ЦСОН через демонстрацию преимуществ Центра социального обслуживания на фоне коммерческих организаций. Этими преимуществами являются гарантии качества услуг и возможность контроля за таким качеством.

Исследование дало самарским социальным службам ценный материал о востребованности услуг, обеспеченности их спросом, оценке клиентами их качества. 

Еще более важно, что впервые в России исследовательскими методами формировалось понимание особенностей современного рынка социальных услуг и были сформулированы актуальные проблемы и задачи, стоящие перед центрами социального обслуживания.

Ожидается, что результаты исследования будут распространяться и использоваться авторами проекта - Самарским областным профессиональным союзом работников социальной защиты населения, территориальными АНО ЦСОН Самарской области.

Разработанная методика социологического сопровождения деятельности ЦСОН – выявление востребованных социальных услуг и оценка качества услуг – может стать моделью для мониторинга работы ЦСОН других регионов. 

Со своей стороны эксперты Центра "Социальная Механика" полагают, что данное исследование поможет социальными услугам – удобным, нужным, хорошего качества – найти своих благодарных получателей.