22 Декабря 2024 года, понедельник
Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
Уинстон Черчилль.
В декабре была завершена оценка эффектов участия российских вузов в образовательных программах Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО.
Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО с 2010 года выделяет средства для российских вузов, готовящих специалистов наноиндустрии. Средства направлялись на разработку образовательных программ для подготовки кадров для наноиндустрии и последующую апробацию этих программ по заказу конкретных предприятий наноиндустрии.
Общее консультационное сопровождение процессов разработки и внедрения образовательных программ осуществлялось АНО "Школа гражданского образования". Приглашенные в проект специалисты "Социальной Механики" взяли на себя социологическое обеспечение процесса.
Дизайн исследования, проведенного рабочей группой под руководством Татьяны Фоминой, включил две содержательные линии: определение эффективности использования ресурсов, полученных при разработке образовательных программ организациями-разработчиками, и выявление по результатам образовательной и научно-исследовательской деятельности среди участников программы наиболее значимых в сфере наноиндустрии вузов.
Всего в выборку были включены 32 столичных и региональных высших учебных заведения.
Как показало исследование, участие в программе ФИОП стимулировало в вузах процесс активной разработки программ для нужд наноиндустрии, позволило сориентировать подготовку специалистов на практические потребности инновационных предприятий, способствовало развитию партнерских связей между вузами и работодателями в области образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Большинство обследованных вузов продемонстрировали развитие как основных, так и дополнительных программ профессионального образования для наноиндустрии, а так же заметное увеличение числа выпускников.
Значительные результаты получены в области развития учебно-методического обеспечения подготовки специалистов для наноиндустрии: с начала реализации проектов в сумме было издано 910 наименований учебно-методической литературы.
Освоение технологии модульно-компетентностного построения образовательных программ позволило интенсивно войти вузам в процесс модернизации образовательного процесса с точки зрения ориентации его на потребности рынка труда.
Значительный эффект получен от тиражирования успешных практик, усиления партнерских связей, в первую очередь, за счет конвертации партнерских связей организаций с предприятиями наноиндустрии в долговременные стратегические партнерства.
При этом взаимодействие с РОСНАНО оказало значительное влияние на рост репутации вузов. Партнерство с этой организацией в глазах целевых аудиторий означало признание вуза одним из передовых центров развития профессионального образования и научных исследований.
Результаты исследования переданы Заказчику и использованы в составе комплексной оценки эффектов программы.