Новости . Социальная Механика - центр гуманитарных технологий и исследований

24 Апреля 2024 года, четверг

Новости

Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
Уинстон Черчилль.

/ 17 Февраля 2010
23 февраля: кого поздравляем. «Социальная Механика» исследовала образ одного из самых ожидаемых и одновременно неоднозначных праздников.



Праздник 23 февраля – традиционный и один из самых ожидаемых россиянами. Но каким содержанием он наполнен?

С официальной точки зрения, в советское время это был день армии и военно-морского флота, сегодня – это патриотический «День защитника Отечества». В обыденных представлениях и «подарочной традиции» это, скорее, мужской праздник, аналог 8-му марта. Но часть мужчин этот день не празднует, так как не соотносит себя с вооруженными силами, а женщины в погонах, которых немало, вполне законно претендуют на свою часть подарков. Чей же это праздник?

Для начала обратимся к его истории. А она, как выяснилось, весьма длинна и запутанна. 28 января (по новому стилю) 1918 года Совнарком CCCР принял декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии, а 11 февраля - декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота. Через год было решено отпраздновать годовщину создания РККА, а заодно провести и еще одно разовое агитационное мероприятие - «День Красного подарка». Для этого было выбрано ближайшее воскресенье – 23 февраля 1919 года.

С 1922 года эта дата была официально объявлена «Днем Красной Армии». С 1938 года советская историография подкрепляет эту дату мифом о победе в этот день в 1918 году  Красной гвардии над «войсками кайзеровской Германии» под Псковом и Нарвой. С 1949 по 1993 годы 23 февраля отмечался в СССР как всенародный праздник — «День Советской Армии и Военно-Морского Флота». Сегодня в России он превратился в "День Защитника Отечества". Последние правки в официальное описание праздника Госдума РФ внесла только в 2006 году, убрав формулировку об оспоренной историками  победе над "кайзеровскими войсками".

На бывшей территории СССР «Днем защитника Отечества» 23 февраля осталось в Беларуси, Украине, Приднестровье и Южной Осетии. Таджики в этот день празднуют создание национальной армии. В Казахстане «День защитника» – это 7 мая, в Узбекистане – 14 января, в Азербайджане «День национальной армии» отмечается 9 октября.

Сторонники русской исторической государственности напоминают, что, с одной стороны, 23 февраля имеет особую значимость потому, что 22 февраля 1918 года начался первый «Ледяной поход» белой Добровольческой армии, а с другой, нельзя забывать, что у Русской Армии был свой традиционный праздник - 6 Мая - День Святого Георгия Покровителя Русских воинов. До 1917 года он праздновался «во всех частях учреждениях, учебных заведениях и на военных кораблях».

Для изучения современного образа праздника 23 февраля в глазах граждан, 8-12 февраля 2010 года Центром «Социальная Механика» был проведен телефонный опрос жителей г. Самара. Всего был опрошен 821 человек старше 18 лет. Выборка отражает структуру городского населения по полу и возрасту. Респонденты опрашивались по месту проживания с 18.00 до 21.00 вечера. По анкетам был проведен 20% контроль.

Опрос показал, что больше четверти граждан (27,6%) поздравляют в этот день женщин наравне с мужчинами. Причем среди людей пенсионного возраста доля тех, кто поздравляет в этот день женщин, в 2 раза больше, чем среди молодежи, и достигает 38%. Таким образом, называть этот праздник чисто мужским не совсем верно.

Своими защитниками самарцы полагают, в первую очередь, близких: семью (34,9%) и друзей (22,9%). Среди различных субъектов государства граждан, по их мнению, защищают: армия (11,6% опрошенных), милиция (9%), Президент (4,8%), прокуратура (3,7%), ФСБ (3,6%), суд (2,3%). Каждый десятый опрошенный сообщил, что защищает себя сам.

Более четверти опрошенных (26,5%) при ответе на вопрос «кто вас защищает?» выбрали пункт «никто». Чувство незащищенности растет с возрастом. Среди молодежи до 30 лет так считают 12,8%, а среди людей старше 61 года – уже 37,5%. Для старшего поколения семья и друзья по объективным причинам уходят из ближайшего окружения, и они пожилые люди более остро начинают чувствовать незащищенность.

Так как армия в массовом сознании отвечает, скорее, за отстаивание интересов государства, нежели частных интересов конкретных граждан, ее рейтинг существенно уступает место ближайшему социальному окружению – семье и близким. Однако показательно, что среди государственных структур пальму первенства как защитник граждан получила именно она.


В то же время, престиж современной российской армии сегодня нельзя назвать высоким. Возможности нашей армии защищать сегодня интересы родины оцениваются весьма по-разному. Наиболее распространенная оценка – «на троечку» (мнение 36% опрошенных) – никак не может быть названа положительной. 20,3% граждан «поставили» армии не выше «двойки». На «хорошо» и «отлично» оценили способности армии защищать интересы родины менее трети опрошенных.

Обязательная служба в российской армии продолжает оставаться дискуссионным вопросом, неоднозначно воспринимаемым общественностью. Большинство опрошенных (около 70%), уверены, что молодым людям служить в армии необходимо. Здесь мужчины и женщины проявляют редкое единодушие. Некоторые различия есть лишь во мнениях разных возрастных групп: больший энтузиазм в отстаивании необходимости призыва проявляют люди старшего возраста  (73,1% от числа людей 46-60 лет, 85,7% от числа людей старше 61 года).

Представления о задачах обязательной военной службы отражают устойчивые социокультурные гендерные стандарты – большинство опрошенных так или иначе говорили о роли армии в процессе воспитания «настоящего» мужчины («мужчинами становятся… дурь выбить… повзрослеть – армия воспитывает мужика»). Долгое время армия была не только легитимным, но и широко поощряемым способом конструирования мужественности наших соотечественников, подтверждением чему служила воинская повинность каждого гражданина мужского пола, обозначавшаяся в качестве их священной и почетной обязанности, отголоски чего мы и находим в ответах опрошенных.

В то же время, когда из области общей риторики вопрос о призыве переносится на собственную семью, и служба в армии становится реальной перспективой для ребенка, общепризнанное мнение зачастую уступает место принципиально иной личной позиции. Почти треть тех, кто на словах признает важность обязательной службы, ни за что бы не отправили в армию своего ребенка. Всего согласны отправить своего сына служить по призыву уже менее половины (45%) опрошенных. Примечательно, что категоричность позиции и нежелание отдавать своего ребенка в армию, более сильны в возрасте до 45 лет (те есть среде тех, для кого эта «угроза» наиболее актуальна). Также более категоричны в своем нежелании отдавать ребенка в армию те, кто низко оценивает ее способности защищать интересы родины. Единственными условиями, при которых для родителей возможно изменение отношения к службе своего ребенка, стали личное желание молодого человека и возможность выбора места службы (войск, части, командира).

Какой должна быть современная российская армия? Граждане хотят видеть армию в ее былой мощи: в сознании большинства преобладает эмоциональный образ армии – великая, сильная, непобедимая («чтоб все боялись»). Одной из наиболее распространенных рациональных характеристик является слово «контрактная», «профессиональная». Тут стоит отметить, что респонденты повторяют распространенное клише, тиражируемое СМИ последние 20 лет. С середины 90-х прилагательное «профессиональная», пожалуй, является самым распространенным среди употребляемых вместе со словом «армия».

Очевидно, что в последние два десятилетия позитивный образ армии, культивировавшийся в советское время, был разрушен. Несмотря на достижения двухтысячных годов, победы, реформы, и информационные попытки вернуть армии прежний престиж, ее образ пока остается неоднозначным. В нем присутствуют как позитивные, так и явно негативные черты.

Это отразилось и на восприятии праздника 23 февраля. Не утратив своей связи с вооруженными силами, этот день все же отделился от них и приобрел неоднозначное звучание. Военным праздником, прославляющим силу и мощь отечественной армии, благодаря государственной установке, он быть перестал. Днем защитника Отечества, в чистом виде, его назвать нельзя – слишком многообразны представления населения о собственных защитниках. Как показало исследование, исключительно мужской идентичности этот праздник не имеет. Наполнение его размыто и неоднозначно – поэтому каждый вкладывает в него свое содержание. Наиболее распространенные смыслы это: «праздник военных», «мужской праздник», патриотический «день воинской славы», «день несуществующей армии, напоминающий о былом величии и молодости».

В заключение, как полит- и социотехнологи, не можем не сказать: хочешь понять народ - узнай, что и как он празднует. Хочешь разрушить страну – отними у нее флаг, герб и гимн, замени праздники, дай им другие названия и другие даты.

К счастью, несмотря на все исторические перипетии, у нас остаются традиции, которые связывают современную Россию  и с Киевской Русью (Масленица, скажем, или ночь Ивана Купала), и с Российской империей, и с СССР. И давайте будем их хранить. Хватит сносить памятники и гонять «красные дни» по календарю, меняя их названия. И пусть у каждого из нас будет кого поздравить с Днем Защитника!