Новости . Социальная Механика - центр гуманитарных технологий и исследований

10 Декабря 2024 года, среда

Новости

Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
Уинстон Черчилль.

/ 28 Февраля 2008
«Социальная Механика» изучила запрос родителей к образовательной системе на уровне округа и выявила их мнение относительно критериев оценки образовательных учреждений.



Развитие общественного участия и ориентация образовательной системы на удовлетворение социального заказа являются приоритетными государственными задачами в сфере образования.

Однако общественный запрос к системе образования до сих пор остается слабо выраженным и нуждается в изучении и артикуляции.

Результатом работы специалистов «Социальной Механики» стало выделение в общественном мнении ключевых моментов, которые в ближайшее время могут обрести четкую формулировку, как требования к системе образования.

Так в родительской среде растет понимание необходимости переориентации образовательной системы с модели «человек знающий» на модель «человек социальный».

Декларируется потребность в прозрачности системы требований к ученикам при переходе от одной ступени образовательных учреждений к другой и адекватности этим требованиям самой подготовки учеников.

Усиливается запрос на предоставление возможностей обсуждения «обязательного» и вариативного содержания образовательных программ.

Существует запрос на формирование содержания образовательных программ либо по принципу соответствия их требованиям, выставляемым в учреждениях профессионального образования, либо по принципу «жизненной необходимости» в будущем.

Распространение компетентностной модели образования, принципов здравосохранения в процессе обучения приводит к тому, что у родителей формируются потребности в иной организации образовательного пространства для своих детей. Прежняя организация процесса обучения, по их мнению, не способна дать предполагаемый здесь результат.

Спрос на дополнительные услуги, которые школа могла бы предоставлять различным группам местного сообщества, не сформирован. Единственная функция, которая, по мнению значительного количества респондентов, должна появиться в школе, – это психолого-коррекционная поддержка образовательного процесса.

При этом школа не воспринимается как институт, способный оказывать какие-либо услуги и продавать их на рынке.

В силу того, что родительской среде пока не осознана сама потребность оценивать деятельность школы как института, оказывающего образовательные услуги населению, отсутствует не только комплексный, но и дискретный перечень критериев оценки образовательного учреждения родителями.

Образовательные учреждения если и сравниваются родителями между собой, то пока только по обобщенному критерию «качество образования» и сложившемуся на этом основании имиджу учреждения.

В этой ситуации технология и процедура оценки ОУ остается для родительской общественности в целом неясной. Отдельные же родители, получившие опыт работы в общественных органах управления образовательным учреждением, остро ощутили необходимость в дополнительной подготовке и обучении технологиям работы.

Исследование было проведено в рамках проекта Лаборатории модернизации образовательных услуг (г. Самара).

Для сбора информации был использован метод фокусированного группового интервью. В качестве участников были приглашены родители учащихся различных школ Кинель-Черкасского района, Богатовского района и г. Отрадного, входящих в Отрадненский образовательный округ Самарской области.

Всего в период с 25 января по 5 февраля 2008 г. было проведено 3 фокус-группы с участием 23 респондентов.